Адаптационное направлений формируется деятельностью кураторов первокурсников, организаторов адаптационных семинаров, как стартовой точки адаптационной программы, реализуемой в университете и координаторов адаптационного направления в составе советов обучающихся факультетов и институтов.
  Цель адаптационной программы: Создание условий для максимального комфортного процесса обучения обучающихся и процесса формирования гражданской культуры, гражданской позиции, развития способности к самоорганизации и саморазвитию для обеспечения реализации прав на участие обучающихся в управлении образовательной организацией, оценки качества образовательного процесса, формирования умений и навыков самоуправления, подготовки к компетентному, ответственному, активному участию в жизни общества.
   Для реализации адаптационной программы университет разработал следующую систему:

 

Куратор – центральное организационное звено при проведении воспитательной работы со студентами, особенно со студентами первого года обучения.

В организации адаптационного и педагогического процесса в вузе значительное место принадлежит куратору студенческой академической группы.
Деятельность куратора подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности студента и студенческой группы. 
Деятельность куратора представляет собой психологическую поддержку в процессе адаптации студента начиная с 1 курса и до 2 курса, а также материально-техническую поддержку в учебном процессе.
Основные задачи и направления деятельности куратора.            
-    изучение личности студента, его потребностей, интересов с целью оказания помощи в саморазвитии и самоопределении;
-       формирование социально необходимых знаний и навыков;
-      оптимизация и поддержка процесса овладения профессиональными знаниями по избранной специальности;
-       создание гуманистической атмосферы в студенческом коллективе как условие нравственного развития учащихся;
-       помощь в развитии мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и профессиональной сфер личности;
-     индивидуальная работа со студентами;
-   организация коллективной деятельности и общения;
-    организация воспитывающей среды;
Основное содержание деятельности куратора:
Важное место в работе куратора занимает индивидуальная воспитательная работа со студентами:
-  изучение интересов, межличностных отношений, акцентуации характера, познавательных особенностей и внеучебного общения студента;
-    помощь студенту в преодолении учебных трудностей, проблем в учебной работе; в выборе специальных курсов, творческих работ;
-      непосредственное общение куратора со студентами во время адаптационного выезда и после;
-   выявление лидеров в студенческой группе и формирование актива;
-      оказание помощи в профессионально-личностном самоопределении.
Работа со студенческим коллективом:
-   организация совместных дел студентов, основанных на их интересах и личностных особенностях;
-     участие студенческой группы в общеуниверситетских делах («Посвящение первокурсников», «День улицы Лукачева», «День здоровья», фестиваль «Студенческая весна» и «Студенческая осень», «Татьянин день», спортивные эстафеты и др.)
-  развитие культуры поведения через образовательные тренинги и выездные семинары;
-    развитие студенческого самоуправления на основе системы жизнедеятельности, выбранной совместно со студентами;
-  доведение информации о  развивающих мероприятиях, экскурсий, посещениях театров, концертов,  выставок, музеев.
-    наблюдение за текущей и семестровой успеваемостью студентов;
-   знание условий жизни и быта студентов группы в общежитии и оказание им помощи в улучшении культурно-бытовых условий;
Организация повседневного вузовского быта:
-   выработка совместно со студентами правил поведения в студенческом коллективе;
-     осуществление коммуникаций с преподавателями и студентами в случае спорных вопрос, возникших в учебном процессе;
-    организация познавательных мероприятий направленных на доведение до студенческого коллектива информации о структуре вуза и архитектуре студенческого городка.
Методическая деятельность:
-  составление информационного отчета по итогам адаптационной программы;
-   подготовка мероприятий согласно утвержденной деканом программы адаптации студентов младших курсов.;
-   распространение опыта работы кураторской работы.
Основные компоненты в деятельности куратора академической группы.
˗Конструктивная деятельность - умение строить учебно-воспитательный  и развлекательный процесс материал с целью гармоничного развитие личности студента.
˗Организаторская деятельность -  организация своего поведения и поведения студентов на мероприятиях и вне их; организация обратной связи со студентами (мнение, знания, интерес) и деятельности студентов.
˗Коммуникативная деятельность – это совместная деятельность куратора и студентов, построение межличностного взаимодействия (восприятие и понимание людьми друг друга) и отношений в процессе адаптации.
˗Рефлексивная деятельность – умение куратора анализировать и адекватно оценивать свою деятельность; стремление к личностному росту, самовыражению и саморегуляции. 
Воспитательная работа куратора по этапам вузовской подготовки.
Работа с абитуриентами.
-  Помощь деканату в оформлении сопровождающих документов для абитуриентов( представление кураторов происходит на организационном собрании 1 курса).
- Ознакомление поступающих с основными элементами адаптационной программы в СГАУ( адаптационный выезд в ОСЛ «Полет» и др. мероприятия)
-        Помощь деканату в подготовке документации для организации адаптационного выезда или ряда мероприятий, направленных на адаптацию поступающих.
Особенности воспитательного процесса на 1-ом курсе.
-    Детальное ознакомление студентов с историей и деятельностью университета и факультета, специализациями факультета и кафедр, перспективами их развития, связями с производственными, научными организациями и учреждениями происходит в рамках реализации адаптационной программы.
-    Ознакомление студентов со структурой, организацией и деятельностью студенческих органов самоуправления в учебно-воспитательном процессе (студенческий профком, студенческие отряды, студенческие советы и т.п.) происходит в рамках реализации адаптационной программы.
-   Ознакомление студентов с работой библиотеки и порядком пользования библиотечным фондом осуществляется силами сотрудников библиотеки, согласно утвержденному деканатом и начальником библиотеки графиком.
-  Работа куратора по быстрейшей адаптации студентов к условиям университета (знакомство с традициями, правилами культурного поведения, вовлечение студентов в общественную деятельность университета, факультета, курса, группы) без вреда образовательному процессу.
-  Особое внимание необходимо уделить  развитию нравственных, трудовых, патриотических качеств личности первокурсника в соответствии с требованиями к будущему специалисту (акцент на воспитании способности первокурсника к нравственной оценке и обсуждению в группе общих и частных вопросов студенческой жизни; формирование и развитие деловых качеств и трудовой активности во время учебы и создания благоприятных условий жизнедеятельности студенческой группы). Основным элементом развития трудовых качеств выступают ежегодные субботники, которые проводятся согласно утвержденному деканатом графику.
Особенности воспитательного процесса на 2-ом курсе.
-  Оказание организационной и информационной помощи студентам по завершению адаптации студенческой группы к общим условиям вузовской жизни.
-   Ознакомление второкурсника с конкретным содержанием профессиональной специализации.
-  Интенсивное развитие самостоятельных форм индивидуальной работы студента в учебном процессе, организация системы эффективного наблюдения.
- Особое внимание – теоретической подготовке студента и вовлечение его в научно-исследовательскую работу.
Программа реализуется в несколько этапов:
Определение организаторов адаптационных семинаров факультетов и институтов – март-апрель.
Определение организаторов семинара для организаторов адаптационных семинаров первокурсников «Личная эффективность руководителя»- март 
Проведение семинара для организаторов адаптационных семинаров первокурсников «Личная эффективность руководителя»- май
Определение организаторов школы кураторов- май
Подготовка школы кураторов- мая-июль 
Проведение школы кураторов-28 июля-8 августа
Подготовка адаптационных семинаров-10 -27 августа
Проведение адаптационных семинаров-28 августа-1 октября
Проведение мероприятий адаптационной программы-1 октября-31 декабря
Проведение школ актив по направлениям (школа профоргов, школа старост, школа вожатых)